Переход на профиль в социальной сети      
ВЫБРАТЬ КУРС И ЗАПИСАТЬСЯ ONLINE ПОЗВОНИТЬЗАКАЗАТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ СПЕЦИАЛИСТА

Создание системы планирования и контроля реализации Государственной программы развития сельского хозяйства 2008-2012 гг.

Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции: 

  • по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, устойчивое развитие сельских территорий, охрану, изучение, сохранение воспроизводства и использования объектов животного мира и другое; 
  • по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель; 
  • по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий; 
  • по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее – Госпрограмма) – это комплексная государственная отраслевая программа, охватывающая как производственную, так и социальную сферу. Госпрограмма была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 446 от 14 июля 2007 г. При ее формировании был применен программно-целевой подход, увязано финансирование и результаты, скоординированы задачи федерального центра, регионов и местного самоуправления.

В Государственной программе определены три главные цели на среднесрочную перспективу: 

  • устойчивое развитие сельских территорий и повышение уровня жизни сельского населения; 
  • повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции через ускоренную модернизацию основных фондов; 
  • сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Результаты исполнения Госпрограммы оцениваются выполнением восьми агрегированных показателей, которые в комплексе характеризуют состояние развития отрасли. В соответствии с целями определены пять основных направлений работы, в которых предусмотрено 54 целевых индикатора. Объем финансирования Госпрограммы за период реализации Госпрограммы (в 2008 – 2012 годах) составляет более 1 трлн. рублей: 

  • за счет средств федерального бюджета - 551,3 млрд. рублей (2008 год - 76,3 млрд. рублей, 2009 год - 100 млрд. рублей, 2010 год - 120 млрд. рублей, 2011 год - 125 млрд. рублей, 2012 год – 130 млрд. рублей);
  • за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 544,3 млрд. рублей (2008 год - 83 млрд. рублей, 2009 год - 99,4 млрд. рублей, 2010 год - 108,3 млрд. рублей, 2011 год - 121,2 млрд. рублей, 2012 год - 132,4 млрд. рублей).

Также планируется за счет средств внебюджетных источников предусматривается привлечь в 2008 – 2010 годах 311 млрд. рублей.

Реализация Госпрограммы потребовала применения новых подходов в управлении, в том числе проектных методов управления на основе их встраивания в сложившуюся систему административно-функционального управления. Важнейшей задачей управления реализацией Госпрограммы со стороны руководства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации стало создание механизмов управления таким масштабным и сложным объектом управления.

Решение и основные результаты

1. Подсистема планирования и контроля мероприятий Госпрограммы

Основными элементами планирования мероприятий Госпрограммы являются: 

  • Сводный план мероприятий по реализации Госпрограммы; 
  • Планы департаментов по реализации мероприятий Госпрограммы и планы ФЦП, ВЦП.

В 2007 году был разработан проект Сводного плана мероприятий по реализации Госпрограммы на 2008 год. Впоследствии на основании этого плана был подготовлен шаблон Сводного плана, примененный при формировании планов на 2009 год и 2010 год. На пилотных примерах были разработаны планы департаментов и целевых программ, входящих в Госпрограмму.

Для контроля мероприятий был разработан и утвержден Порядок взаимодействия департаментов при актуализации и контроле Сводного плана реализации Госпрограммы. Контроль мероприятий Сводного плана происходил еженедельно на заседаниях Рабочей группы по реализации Госпрограммы – органа управления в Минсельхозе, созданного специально для решения оперативных вопросов при реализации Госпрограммы.

В качестве оперативного средства автоматизации была развернуто информационное решение на базе MS Project среди пользователей группы сопровождения Сводного плана (представители Департамента экономики и финансов и департаментов – ответственных за направления Госпрограммы). Данное решение по настоящее время функционирует в Минсельхозе России.

2. Панель управления реализацией Госпрограммой

Была разработана Методика оценки хода реализации Госпрограммы. В методике применяется 4-хфакторная модель оценки хода реализации программы: 

  • Достижение целевых индикаторов и показателей ГП; 
  • Выполнение показателей ресурсного обеспечения ГП; 
  • Выполнение мероприятий СП ГП, уровень исполнительской дисциплины; 
  • Наличие проблем/ рисков в реализации ГП.

Методика также содержала функциональные требования при построении основного инструмента контроля реализации Госпрограммы – Панели управления, позволяющей руководству Госпрограммы, визуализировать отчетность по выполнению Госпрограммы с использованием данной модели оценки.

Рис. 1. Фрагмент Панели управления с оценкой выполнения по направлениям

Панель управления предоставляет набор регламентированной аналитической отчетности: 

  • визуально демонстрирующей состояние Госпрограммы по определенным разрезам: 
    • параметры контроля (индикаторы / параметры ресурсного обеспечения / мероприятия / проблемы); 
    • раздел / направление Госпрограммы; 
    • уровни управления Госпрограммой (федеральный / региональный) и т.д. 
  • генерируемой по определенным сценариям представления информации; 
  • обладающей доступностью представления информации и уровнями детализации аналитики; 
  • направленной на прогнозирование ситуации по ключевым параметрам Госпрограммы.

Первый уровень отчетности Панели управления содержит укрупненные оценки хода реализации основных направлений Госпрограммы и рейтинги выполнения Госпрограммы по субъектам РФ. На втором уровне отчетности данные направления Госпрограммы детализируются. Дальнейшая детализация информации происходит по направлениям и индикаторам в разрезе прогнозов достижения показателей, «деревьев» показателей, влияющих факторов, связанного финансирования и выполняемых мероприятий и т.д. При оценке достижения целевых индикаторов Госпрограммы оценивается:

1. выполнение индикаторов относительно соглашений с субъектами РФ;

2. сравнение с прошлым годом.

3. Подсистема мотивации персонала Госпрограммы

Используемые подходы к мотивации сотрудников Министерства, участвующих в реализации Госпрограммы, направлены на поощрение:

1) за напряженность и своевременность работы при выполнении мероприятий Госпрограммы;

2) за достижение индикаторов (показателей) Госпрограммы;

3) за проведение экспертизы и анализа отчетов о реализации Госпрограммы.

Причем наибольший приоритет в мотивационной схеме был отдан выполнению мероприятий Сводного плана. Данные подходы зафиксированы соответствующим положением о премировании и использовались при премировании сотрудников, участвующих в реализации Госпрограммы, за 2008-2009 годы.

К списку проектов  
ВЫБРАТЬ КУРС И ЗАПИСАТЬСЯ ONLINE ПОЗВОНИТЬЗАКАЗАТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ СПЕЦИАЛИСТА