Переход на профиль в социальной сети      

Стандарт ISO 10006

Руководство качеством при управлении проектами

Во второй половине 1980-х гг. анализ накопленного обширного материала о многочисленных неудачах реализации тысяч проектов стран ЕС и США поставил под сомнение первоначально завышенные ожидания относительно возможностей управления по проектам и позволил трезво оценить ситуацию и выявить корни возникших проблем перед проектно-ориентированными организациями.

Обращение к вопросам эффективности проектного управления объективно выявило острую потребность в разработке системы управления качеством проекта. При этом особое значение наряду с требованиями к качеству конечного продукта стало придаваться качеству процессов проекта, при отсутствии должного внимания к которым приводило к не менее значимым отрицательным последствиям непосредственно для создаваемого продукта.

Стандарт ИСО 10006 является основополагающим документом, из целой серии стандартов рассматриваемого профиля, который был подготовлен техническим комитетом ИСО/ТК 176 «Управление качеством и обеспечение качества» всемирной федерации национальных органов стандартизации (члены ИСО).

Основной упор сделан на принцип эффективности проектирования оптимального процесса и контроля этого процесса, чем контроля конечного результата.

В этой серии стандартов процессы сгруппированы в две категории:

  • Процессы, связанные с продуктом проекта, то есть те процессы, которые касаются исключительно продукта проекта, такие как проектирование, производство, проверка. Описанию последних посвящен стандарт ИСО 9004-1.
  • Процессы управления проектом, которым посвящен стандарт ИСО 10006.

ИСО 10006 представлен десятью группами процессов управления проектом.

  • Первая группа представляет процесс разработки стратегии, который фокусирует проект на удовлетворение потребностей заказчика и определяет направление хода работ проекта.
  • Вторая группа охватывает управление взаимосвязями процессов.
  • Остальные восемь групп — это процессы, связанные с проектным заданием, сроками, затратами, ресурсами, кадрами, информационными потоками, риском и материально-техническим снабжением (закупками).

Международный стандарт ИСО 10006 ориентирован на проекты самого широкого спектра — малые и крупные, краткосрочные и долгосрочные, для различных окружающих условий и безотносителен к типу проектируемого продукта (включая технические средства, программное обеспечение, полуфабрикаты, услуги или их сочетание). Реализованные в нем рамочные требования требуют последующей адаптации данного руководства к конкретным условиям разработки и реализации отдельного проекта.

Стандарт заимствует ключевые определения из ИСО 8402, включая такие термины как: проект, продукт проекта, план проекта, участник проекта, процесс, оценка хода работ. Для всех процессов управления проектом: планирование, организация, мониторинг и контроль применяются процессы и задачи менеджмента качества.

Общая информация о Стандарте

Разработчик:

Подкомитет ПК 2 "Системы качества" технического комитета ИСО/ТК 176 "Управление качеством и обеспечение качества" Международной организации по стандартизации (ISO)

Издание:

1-е, на русском языке

Год издания:

15.12.1997 г.

Где можно приобрести:

В Internet: sterhovm@yahoo.com
(495) 336-84-69; 212-43-87.
Почтовый адрес для заявок: 117437, Москва, а/я 12.

Цель Руководства:

установить руководящие принципы по элементам системы качества, концепциям и практическим процедурам, реализация которых важна для качества и которые оказывают воздействие на его достижение при управлении проектами

Структура:

Предисловие
Введение

  • Область распространения
  • Ссылки на нормативные документы
  • Определения
  • Характеристики проекта

4.1 Общие положения
4.2 Управление проектом
4.3 Организация
4.4 Фазы и процессы проекта

  • Качество в процессах управления

5.1 Общие положения
5.2 Процесс выработки стратегии
5.3 Процессы управления взаимосвязями
5.4 Процессы, связанные с проектным заданием
5.5 Процессы, связанные со сроками
5.6 Процессы, связанные с затратами
5.7 Процессы, связанные с ресурсами
5.8 Процессы, связанные с персоналом
5.9 Процессы, связанные с распространением информации
5.10 Процессы, связанные с рисками
5.11 Процессы, связанные с материально-техническим снабжением

Извлечение уроков из проектов
Приложение «А» (информативное) Практика обеспечения качества в управлении проектами. Ссылки на серию стандарта в ИСО 9000
Приложение «В» (информативное) использование оценок хода выполнения проекта в интересах качества
Положение «С» (информативное) БиблиографияВ.1 Общие положения
В.2 Внедрение
Послесловие

Процесс выработки стратегии

Процессы

Описание

Процесс удовлетворения заявленных и подразумеваемых потребностей заказчика и других участников

Установление направления проекта, фокусирующего все процессы на удовлетворение потребностей заказчика и охватывающего деятельность всех участников проекта. Формализация соглашений с участниками. Управление изменениями потребностей заказчика.

Выполнение проекта как набора запланированных и взаимоувязанных процессов

Выявление и документирование процессов по проекту, их владельцев, а также прав и обязанности владельцев. Структуризация конечного продукта (выделение компонентов) для целей учета всей полноты процессов его создания. Определение взаимосвязи процессов, их координация и объединение в единое целое.

Обеспечение качества процессов и продуктов

Применение методических материалов стандарта ИСО 9000 в части формирования требований к документации, аудиту и контролю за процессами, способные достичь цели проекта

Обеспечение поддержки проекта ответственными руководителями

Создание благоприятной среды в отношении качества в рамках соответствующей организационной структуры. Вовлечение всего персонала в достижение качества процессов и продукта проекта

Обеспечение ответственности руководителей за постоянное улучшение

Непрерывный поиск путей улучшения качества процессов и выполнения работ проекта посредством изучения накопленного опыта

Процессы управления взаимосвязями

Процессы

Описание

Учреждение проекта и разработка плана проекта

Создание системы качества. Разработка плана проекта , включающего план качества, документирование требований заказчика и других участников, анализ контрактов, разработка положения, способствующее непрерывному улучшению качества. Разработка оценок хода работ с указанием их сроков, индикаторов и интерфейсов взаимодействия

Управление взаимодействием

Установление процедур управления интерфейсами, проведение координационных совещаний по проекту, разрешение противоречий в обязанностях или изменения степени риска.

Управление изменениями

Управление изменениями проектного задания и плана проекта, координация изменений по всему фронту взаимосвязанных процессов проекта и разрешение противоречий

Закрытие проекта

Проведение анализа закрытия, подготовка отчетов, архивирование опыта для последующих проектов

Процессы, связанные с проектным заданием

Процессы

Описание

Разработка концепции

Транслировать требования заказчика и других участников на язык работ проекта, чтобы достичь целей проекта

Разработка проектного задания и требований по контролю

Определение характеристик продукта проекта и документирование его как возможно полнее в измеряемых величинах

Определение работ

Структуризация проекта по конкретным поддающимся управлению работам с тем, чтобы удовлетворить потребности заказчика в конечном продукте. Выходные параметры работ должны быть измеримы.

Контроль за выполнением работ

Контроль плана проекта, включающий контроль за взаимодействием работ в целях минимизации противоречий или недопонимания.

Процессы, связанные со сроками

Процессы

Описание

Планирование соподчиненных работ

Определение взаимоотношений, логических взаимодействий и соподчиненности работ по проекту, рассмотрение их согласованности. Использование стандартных, апробированных сетевых графиков с целью использования прошлого опыта

Оценка длительности

Оценка длительности работ с учетом ресурсообеспеченности проекта и имеющихся рисков.

Разработка календарного графика выполнения проекта

Привлечение участников и заказчика для разработки стандартизованных форматов графиков, пригодных для нужд различных пользователей, графика ключевых событий (вех).

Контроль за выполнением графиков

Определение частоты сбора данных. Выявление отклонений от графика, анализ их причин, принятие корректирующих мер. Выявление причин отклонений и формирование основы для постоянного улучшения. Определение воздействия изменений графиков на бюджет (смету расходов) и ресурсы, а также на качество продукта. Решения о необходимых действиях должны приниматься только после учёта их влияния на другие процессы и цели проекта. Изменения, которые влияют на цели проекта, должны быть согласованы с заказчиком и другими участниками до их внесения.

Процессы, связанные с затратами

Процессы

Описание

Оценивание затрат

Поиск источников информации для оценки затрат, увязанных со структурой ответственных за сбор подразделений. Документирование затрат, учет изменения сценарных макроусловий и рисков. Представление затрат в требуемых формах для разработки бюджета, составления бух. отчетности и управления проектом.

Составление бюджета

Формирование бюджета с учетом последующего мониторинга затрат по проекту на основе оценки затрат и календарных графиков.

Контроль за затратами

Разработка процедур контроля, доведение их до ответственных лиц, выдающих разрешение на производство работ и расходы. Определение частоты контроля, выявление причин отклонений и анализ достижения целей и задач проекта. Учет воздействия отклонений на другие процессы, их документирование и пересмотр прогнозируемых расходов бюджета.

Процессы, связанные с ресурсами

Процессы

Описание

Планирование ресурсов

Определение состава и календарного графика потребности в ресурсах. Разработка ресурсного плана с указанием источников привлечения и способы утилизации ресурсов. Оценка поставщиков. Анализ ограничений.

Контроль за ресурсами

Контроль поставок по срокам, обеспеченности работ проекта. Выявление, анализ и принятие мер по отклонениям от ресурсного плана.

Процессы, связанные с персоналом

Процессы

Описание

Определение организационной структуры проекта

В рамках политики организации создание структуры, соответствующей условиям и целям выполнения конкретного проекта, способствующей эффективным коммуникациям и сотрудничеству его участников. Установление взаимоотношений с заказчиком, функциональными подразделениям (особенно отвечающими за качество). Описание полномочий и обязанностей в рамках закрепленных проектных ролей.

Выделение штата

Определение квалификации и требований к персоналу в соответствии с ролевой структурой проекта. Отбор персонала.

Развитие командной работы

Управление и отдельные меры, нацеленные на улучшение коллективной работы.

Процессы, связанные с распространением информации

Процессы

Описание

Планирование информационных потоков

Разработка плана распространения информации: состав информации, средства передачи, частота обмена, сроки и тематика сообщений. Определение формата, языка и структуры документов. Формирование системы управления информацией (ответственные, процедуры контроля и защиты информации)

Управление информацией

Разработка процедур подготовки, сбора, идентификации, классификации, распределения, разделения по массивам, обновления, архивирования и поиска информации. Формирование графика распространения информации.

Контроль за распространением информации

Контроль графиков распространения информации и своевременного доведения до ее потребителей. Обеспечение функциональности интерфейсов взаимодействия между участниками и функциональными подразделениями для успешного завершения проекта.

Процессы, связанные с рисками

Процессы

Описание

Выявление рисков

Идентификация рисков проекта и продукта с использованием накопленного опыта в точках принятия наиболее значимых решений. Традиционные области рисков: затраты, сроки, продукт требуют расширения и анализа в части: защищенности, надёжности, профессиональной ответственности, информационных технологий, безопасности, здоровья и окружающей среды и др.

Оценка рисков

На базе накопленного опыта осуществляется качественная и количественная оценка рисковых событий. Разработка и документирование методик и критериев оценивания.

Развитие реакции на риски

Разработка плана мероприятий реагирования на риски. Включение в календарный

Контроль за рисками

Итеративные идентификация, оценка и реакция на риск, актуализация плана реагирования на риски и контроль за их исполнением.

Процессы, связанные с материально-техническим снабжением

Процессы

Описание

Планирование закупок и контроль

Установление требуемых покупок с учетом требуемого качества, сроков и себестоимости конечного продукта. Разработка внутренних процедур поставок для продуктов собственного производства и процедур подготовки и заключения контрактов для поставляемых из вне. Оценивание подрядчиков, изучение их требований и рассмотрение контрактов.

Документирование требований

Описание объемов поставок, характеристик продукта, надлежащих требований к управлению качеством с учетом требований заказчика.

Оценка субподрядчиков

Учет всех аспектов, влияющих на проект: технический опыт, производственные мощности, сроки поставок, система качества и финансовая устойчивость.

Заключение субподрядов

Разработка процедуры заключения договоров субподряда и передача субподрядчику информации о политике и системе качества в проекте. Проведение тендеров.

Контроль за выполнением контракта

Разработка системы, гарантирующей выполнение требований контрактов. Контроль за установлением надлежащих договорных отношений и интеграцию выходных данных в состав общей системы управления проектом. Мониторинг работ на соответствие требованиям контракта.

Извлечение уроков из проекта

Данный процесс направлен на непрерывное улучшение будущих проектов за счет:

  • разработки и внедрения системы управления информаций;
  • организации сбора, хранения, обновления и поиска информации по выполненным проектам;
  • обеспечения использования этой информации;
  • анализа и архивирования лучших практик до закрытия проекта

Дополнительные источники по управлению качеством

  • ИСО 9000-1:1994 г. "Стандарты управления качеством и обеспечения качества. Часть 1: Руководство по выбору и применению".
  • ИСО 9000-4:1993 г. "Стандарты управления качеством и обеспечения качества. Часть 4: Руководство по управлению программой надежности".
  • "ИСО 9001:1994 г. "Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, изготовлении, постановке на производство и обслуживании".
  • ИСО 9004-2:1991 г. "Управление качеством и элементы систем качества. Часть 2: Руководство по услугам".
  • ИСО 9004-4:1993 г. "Управление качеством и элементы систем качества. Часть 4: Руководство по улучшению качества".
  • ИСО 10005:1995 г. "Управление качеством. Руководство по планам качества".
  • ИСО 10007:1995 г. "Руководство по управлению конфигурацией".
  • ИСО 10011:1991 г. "Руководство по проведению аудитов систем качества".
  • ИСО 10013:1995 г. "Руководство по разработке справочников по качеству".
  • ИСО 10014:1998 г. "Руководящие принципы управления экономикой качества".
  • ИСО/МЭК 12207:1995 г. "Информационная технология. Процессы жизненного цикла программного обеспечения".
  • ИСО/МЭК "Руководство 2:1996 г. "Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь".
  • МЭК 300-3-3:1995 г. "Управление надежностью. Часть 3: Руководство по применению. Раздел 3: Калькуляция расходов на этапах жизненного цикла".
  • МЭК 300-3-9:1995 г. "Управление надежностью. Часть 3: Руководство по применению. Раздел 9: Анализ рисков технических систем".