Вконтакте Проектная ПРАКТИКА   Яндекс Дзен Проектная ПРАКТИКА   Телеграм Проектная ПРАКТИКА  

Построение системы мониторинга и сопровождение проектного офиса приоритетного национального проекта «Здоровье»

Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей. 

С 1 января 2006 года Министерство здравоохранения начало реализацию национального проекта «Здоровье» – одного из четырех приоритетов государственной политики России. Широкий круг задач, поставленных перед проектом, потребовал создания и сопровождения проектного офиса ПНП и построения системы мониторинга. К решению этого вопроса были привлечены специалисты компании «ТЕКОРА-Консалтинг». 

Приоритетный Национальный проект «Здоровье» (ПНП «Здоровье») направлен на повышение качества медицинской помощи в России, в том числе на укрепление здоровья населения страны, снижения уровня заболеваемости, профилактику заболеваний, улучшение условий оказания медицинской помощи. 

Основные цели проекта:
  • укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;
  • повышение доступности и качества медицинской помощи;
  • укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе;
  • развитие профилактической направленности здравоохранения;
  • удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи. 

В рамках оказания услуг по созданию и поддержке Системы управления Проектом Исполнителем был организован Проектный офис, которому были переданы основные функции по мониторингу. 

Функции Проектного офиса при реализации проекта сводились к решению вопросов в трех основных областях:
  • методологическое обеспечение: ­
    • выявление проблем и трансляция методических вопросов консультантам;
    • сопровождение разработанных нормативно-регламентных документов, а также обращение к консультантам при необходимости их серьезных переработок­;
    • отслеживание соответствия нормативно-регламентных документов по проекту требованиям существующих нормативных документов, утвержденных вышестоящими инстанциями;
  • технологическое обеспечение:
    • содействие в постановке задачи на создание необходимой для управления проектом автоматизированной системы;
    • участие во внедрении и поддержке автоматизированной системы;
    • эксплуатация созданной автоматизированной системы и ее промежуточных версий рабочих прототипов системы;
  • административное обеспечение:
    • административная поддержка реализации проекта, в том числе процесса мониторинга. 

Проектный офис функционировал в две смены. Первая смена работала с 9:00 до 18:00, вторая смена – с 14:00 до 22:00, что обеспечивало непрерывность процесса мониторинга во всех часовых поясах реализации России. 

Объектом мониторинга является отчетность, содержащая информацию по следующим показателям: 
  • Количество осуществленных денежных выплат врачам общей (семейной) практики, врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и медицинским сестрам участковых врачей общей (семейной) практики, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых.
  • Количество подготовленных и переподготовленных врачей общей (семейной) практики, врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых.
  • Количество оснащенных диагностическим оборудованием муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений для организации первичной медико-санитарной помощи.
  • Количество автомобилей скорой медицинской помощи, в том числе реанимобилей. 
  • Количество проведенных дополнительных иммунизаций населения в рамках национального календаря прививок.
  • Показатели профилактики ВИЧ-инфекций, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ. 
  • Показатель количества дополнительных диспансеризаций работающих граждан в возрасте 35-55 лет. 
  • Количество дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. 
  • Показатель обеспечения медицинской помощью женщин в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в период беременности и родов (родовые сертификаты). 
  • Показатель количества обследований новорожденных детей на галактоземию, адреногенитальный синдром и муковисцидоз.
  • Увеличение уровня оплаты труда медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), врачам, фельдшерам и медсестрам скорой медицинской помощи (СМП). 
  • Количество организаций строительства центров высоких медицинских технологий. 
  • Увеличение объемов оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи (В(д)МП).  

При реализации Проекта Исполнителем была построена система управления и мониторинга хода реализации Приоритетного Национального проекта «Здоровье», позволяющая осуществлять: 
  • консультационно-методическую поддержку сотрудников Министерства по вопросам сбора и анализа поступающей отчетности; 
  • регулярный сбор отчетности и подготовку консолидированных отчетов и аналитических материалов;
  • формирование ежемесячных заданий для подведомственных департаментов, агентств, служб, фондов по реализации проекта в соответствии с сетевым графиком ПНП; 
  • актуализацию сетевого графика ПНП «Здоровье». 

Для мониторинга Проекта была разработана структурированная система показателей, определены единицы измерения, процессы мониторинга показателей: порядок и периодичность сбора и ответственные за сбор информации органы. Проектным офисом были разработаны формы документов для планирования параметров и показателей реализации ПНП «Здоровье», а также для сбора информации по их фактическим значениям. 

Регулярный сбор данных по показателям ПНП «Здоровье» позволяет своевременно выявлять проблемные области и отклонение фактических значений от плановых, что способствует своевременной разработке мер реагирования, предупреждению негативных явлений. 

К сильным сторонам системы мониторинга Проекта «Здоровье» может быть отнесена, во-первых, жесткая регламентация процесса сбора данных, которая способствовала своевременному предоставлению отчетов департаментами, агентствами, службами. Во-вторых, автоматизированная система мониторинга хода реализации ПНП, обеспечивающая сбор и анализ информации по Проекту, доступ к информации всем заинтересованным лицам, формирование необходимых для мониторинга отчетов и аналитических справок.
К списку проектов  
Сертификация по управлению проектами